ВНИМАНИЕ!!!
Чтобы узнать, как самим легко и просто, а главное БЕСПЛАТНО, сделать МР3-Нарезку пройдите сюда:
Как нарезать мр3-мелодии на рингтоны >>>

В разделе MP3-Реалтоны можно скачать приколы на звонки:
Заходите и скачивайте >>>

СТАТЬИ и ОБЗОРЫ: "Мобильный беспредел":

Колоссальное увеличение количества абонентов сотовых сетей за последнее время привело к тому, что проблемы, связанные с утратой мобильного телефона, приняли массовый характер.

Колоссальное увеличение количества абонентов сотовых сетей за последнее время привело к тому, что проблемы, связанные с утратой мобильного телефона, приняли массовый характер. Телефоны теряют, телефоны воруют, наконец, нередко совершаются более тяжкие преступления: грабежи и разбойные нападения с целью завладения мобильным телефоном. Ведь сотовик - не только средство связи в современном городе. Это еще и очень дорогое электронное устройство - по стоимости многие модели сравнимы с хорошим цветным телевизором, современным DVD-плейером или стереосистемой. При этом сотовые телефоны обладают неоспоримым преимуществом для любого грабителя - они компактны по размерам и весу, не обладают никакой серьезной защитой и могут быть украдены множеством различных способов. Не удивительно, что сегодня грабежи с целью завладения сотовым телефоном превышают количество совершенных краж, в т.ч. из квартир.

По официальной статистике, приведенной начальником первой оперативно-розыскной части Криминальной милиции ГУВД Москвы Дмитрия Чепчугова каждый день в Москве в среднем похищается около 50 сотовых телефонов. Но эти цифры отражают только те случаи, когда потерпевшие обратились с официальным заявлением в правоохранительные органы - латентных преступлений на порядок больше.

Существует множество вариантов отъема средств связи у законных владельцев, но, в общем, их можно разделить на несколько основных категорий.

Обман - завладение имуществом происходит по наивности или непредусмотрительности самого владельца. Преступники с удовольствием эксплуатируют все добрые эмоции, которые вы можете испытывать к людям, которые обращаются за помощью. К примеру, вы стоите в ожидании встречи с человеком в метро, на остановке общественного транспорта или просто на улице и к вам обращаются с просьбой дать сотовый телефон для экстренного звонка. Как только вы передаете аппарат человеку, он делает вид что звонит, в процессе "разговора" начинает медленно отходить от вас, ловит момент и, в зависимости от ситуации, вскакивает в автомобиль с подельником, который скрывается в неизвестном направлении, или банально убегает.

Разновидность обмана - игра на доверии. В общественном месте (театр, кино, фаст-фуд) некто у вас просит телефон позвонить под предлогом, что у его сотового села батарея. Симку предлагают вставить свою чтобы не тратить чужих денег. Нужного номера на телефоне не оказывается и злоумышленник просит подождать пока он сбегает с вашим телефоном до своего автомобиля и найдет нужный номер - свой телефон оставляет вам. Ожидание обычно затягивается до бесконечности - преступник бесследно исчезает, а оставленный в залог "телефон" оказываетcя отлично сделанным, красивым, но муляжом - почти не отличишь от настоящего.

Кража - воришки также быстро освоили новый рынок. Денег у вас в кармане может быть немного, а вот сотовый телефон в столице есть у 70% жителей. Причем часто это дети, которые не смогут оказать внятного сопротивления. Мобильный телефон могут "вырезать" из сумки, вытащить из кармана (особенно заднего) или срезать с ремня, если он закреплен там с помощью пластиковой прищепки, которые, кстати, легко ломаются. Больше всего проблем возникает с новыми моделями, которые весят менее 80-90 г и почти не ощущаются в кармане. Чаще всего крадут сотовые телефоны в транспорте при большом скоплении пассажиров.

Разбой - иначе его еще называют "метод рывка". Как показывает практика, грабители выбирают своими жертвами слабую половину человечества. Молодые красавицы, отдавая дань моде, носят свои мобильные телефоны на шнурке на шее, закрепляют их на поясах брюк и юбок. Сорвать такое "украшение" не представляет труда - соединительная прищепка выполнена из пластика и ломается от малейшего усилия.
Находка - иногда после кражи мобильный телефон сам быстро находит своего хозяина. Обычно в сотовом телефоне есть домашний и рабочий телефоны жертвы, а если вору не очень хочется связываться с перекупщиком, то через несколько дней предыдущий владелец аппарата услышит у себя звонок с предложением вернуть якобы найденный сотовый за половину стоимости. На встречу обычно приходят безобидные старушки, которые и отдают за деньги "найденные" сотовики. Доказать соучастие в преступлении в подобных случаях достаточно сложно, тем более что по закону "нашедший" вещь действительно имеет право требовать вознаграждение. Возврат якобы найденного телефона хозяину за вознаграждение - явление столь частое, что специалисты советуют потерпевшему самому прислать на свой номер (пока вор не выкинул SIM-карту) SMS-сообщение с предложением выкупить "находку".

Случаются проблемы и с самими правоохранительными органами. Бывали случаи, когда после проверки документов граждане не досчитывались своих мобильных телефонов. Как рассказала нам одна собеседница на условиях анонимности "однажды на улице ко мне подошли два сотрудника с погонами и задержали "до выяснения". Я только что купила себе новый телефон, а на старый документов не оказалось покупала с рук. После допроса мне недвусмысленно намекнули, что необходимо "позолотить ручку", иначе телефон задержат до выяснения обстоятельств, и что он, скорее всего, окажется ворованным. Платить я наотрез отказалась, высказала всё, что о них думаю, и в результате домой вернулась без телефона".

Прокомментировать подобную ситуацию согласился юрист Юрий Ермолов: "В рядах правоохранительных органов время от времени обнаруживают "оборотней" - возможно указанные сотрудники из их числа. Во-первых, прежде чем начинать любое общение с представителями правопорядка попросите их предъявить служебные удостоверения и перепишите или запомните ФИО/должность/место работы - будет хотя бы с кого спросить. Во-вторых, ни один милиционер не имеет права досмотреть вас лично и ваши вещи без двух понятых и составления протокола. Сотовый телефон - частная собственность, никто не имеет права конфисковать личные вещи без санкции суда (ведь фактически был произведен обыск). Однако не стоит сопротивляться - проще успокоится и потом написать аргументированную жалобу. Но протокол об изъятии получить, конечно, желательно. В-третьих, надо вести себя предельно корректно, т.к. "сопротивление при задержании" еще никто не отменял. После окончания общения с такими "милиционерами" звонить в УСБ МВД по следующим телефонам в Москве 200-4703, 200-2617, 222-4717, а еще лучше везти заявление лично и регистрировать факт его подачи".

Итак, сотовик срезали, вытащили или банальным образом отобрали. В таких случаях, как правило, сценарий один: из телефона стандарта GSM немедленно удаляется sim-карта владельца, и он поступает в продажу на вторичный рынок, переживающий в настоящее время период бурного расцвета, пик которого еще не наступил. Производители сотовых телефонов сильно пострадали от кризиса в мировой телекоммуникационной индустрии и больше не собираются демпинговать, выпуская все более и более дешевые аппараты. Количество абонентов в российских сетях стандарта GSM очень динамично увеличивается, поэтому в скором времени, по информации ОПМС, неорганизованный вторичный рынок сотовых телефонов будет еще более массовым, чем сейчас. И хотя каждый абонентский терминал GSM передает при звонке свой уникальный номер (IMEI), без соответствующих законодательных актов добиться обязательной блокировки утраченных аппаратов в сетях российских операторов сотовой связи пока, к сожалению, представляется нереальным.

По информации, предоставленной в службе по связям с общественностью ОАО "ВымпелКом", в компании ведется обработка и учет всех заявлений, обращений абонентов (как устных, так и письменных), связанных с утратой/кражей телефонов. Компания сотрудничает с правоохранительными органами в полном соответствии с действующим законодательством. Сходная ситуация и на Кавказе - как отметила Ольга Дюкова, пресс-секретарь ОАО "Мобиком-Кавказ", "список IMEI по украденным телефонам мы, к сожалению, не вели с самого начала существования сети - ведь создание и актуализация подобного списка телефонов имели бы смысл в случае обязательности данной процедуры. Если в Москве главные офисы решат совместно действовать в этом направлении, то мы обязательно присоединимся. А сейчас обращения от парвоохранительных органов с целью установления IMEI похищенных телефонов, конечно, есть - необходимую информацию мы предоставляем".

Но есть и другие примеры. Владимир Волков, специалист по PR ЗАО "Мобиком-Центр" рассказывает о другой ситуации: "Мы совместно с органами внутренних дел ведем постоянную работу по выявлению телефонов украденных как у абонентов сети МегаФон, так и у абонентов других компаний. У нас существует база данных по IMEI сотовых телефонов, которые были украдены у абонентов компании. IMEI сотовых телефонов вносятся в базу по запросу ОВД - в неделю поступает до 70 запросов".

В пресс-службе Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" нам рассказали, что до января 2003 года компания практиковала ведение "черных" и "серых" списков. Абонент мог написать заявление в милицию, обратиться в центр обслуживания и его телефон попадал в "серый" список, т.е. при регистрации в сети Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" он мгновенно отслеживался службой безопасности. При занесении телефона в "черный" список подключение его к сети "МегаФон" на Северо-Западе становилось невозможным. Но после того, как на рынок вышли другие операторы, которые на сегодняшний день не поддерживают практику ведения "черных" и "серых" списков, инициатива компании стала бессмысленной. Однако людям, попавшим в неприятные ситуации, по-прежнему помогают. К примеру, в центрах обслуживания Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" можно получить наклейку, которую помещают на аккумулятор телефона, указав на ней контактную информацию владельца. Это увеличивает шансы возврата телефона хозяину, по крайней мере, в том случае, если он был не украден, а потерян, и был найден человеком с добрыми намерениями.

Есть и более интересные решения. Ольга Сафаргалиева, руководитель по связям с общественностью ЗАО "Уральский Джи Эс Эм": "База утраченных IMEI не ведется - ведь с украденным аппаратом можно подключиться к сети другой сотовой компании в любом регионе, стандарт GSM в России весьма распространен. Однако, в связи с участившимися обращениями абонентов по поводу кражи/утери телефонных аппаратов с 16 сентября 2003 года мы ввели в опытно-коммерческую эксплуатацию услугу "Дата последнего вызова". Данная услуга предоставляет абонентам нашей сети, потерявшим телефон, возможность узнать используются ли их телефоны в сети". Услуга предоставляется по заявлению абонента при наличии документа, удостоверяющего личность. Отчет абонент может получить на следующий день после написания заявления лично в Центре Обслуживания "Мегафон" или по электронной почте, указанной в заявлении. Предоставляется информация о дате и времени последнего зарегистрированного в сети вызова